Заикание – это речевое нарушение. Оно проявляется в виде расстройства нормального ритма и плавности речи, заминками и остановками, вынужденным повторением звуков и слогов. Заикание обусловлено судорогами органов, составляющих речевой аппарат.
Различают тонические и клонические судороги. Тонические связаны с внезапным повышением тонуса мышц речевого аппарата, в результате чего заикающемуся приходится затрачивать большие усилия, чтобы продолжить речь. Отсюда возникают протяженные паузы или напряженное и избыточно длинное произнесение звуков. Клонические судороги выражаются в многократном сокращении мышц, что проявляется в повторном произнесении отдельных слогов или звуков. Как правило, эти виды судорог сопутствуют друг другу. Судороги могут охватывать группы мышц, относящиеся к различным отделам речевого аппарата: артикуляционному (губы, нижняя челюсть, язык, мягкое нёбо), дыхательному, голосовому.
В большинстве случаев заикание возникает в возрасте от 2 до 6 лет, когда ребенок осваивает фразовую речь – построение длинных и сложных речевых конструкций. У мальчиков заикание возникает в 4 раза чаще, чем у девочек, что может быть связано с тем, что девочек навыки мелкой моторики и речевой артикуляции развиваются быстрее.
Возникшее заикание может пройти спонтанно (в период от нескольких часов до нескольких месяцев), однако в большинстве случаев становится хроническим.
Тяжесть заикания во многом зависит от фиксации внимания заикающегося на данном дефекте. Если заикающийся концентрируется на своём дефекте, он начинает его скрывать, прибегать к различным уловкам, стараться говорить как можно меньше (особенно при общении с малознакомыми людьми). При отсутствии эмоциональной и профессиональной медицинской поддержки ситуация может усугубиться. Могут развиться постоянный психологический дискомфорт, острое чувство собственной неполноценности, болезненная мнительность, страх перед ситуацией общения, боязнь людей.
Степени тяжести заикания
По степени тяжести различают следующие формы заикания:
- легкую – заикание проявляется только при быстрой речи в возбужденном состоянии. В этом случае речевые задержки легко преодолеваются, фиксации на заикании не происходит;
- среднюю – в обычной обстановке заикание проявляется редко и легко преодолевается, при психологическом дискомфорте или эмоциональном возбуждении заикание усиливается;
- тяжелую – заикание проявляется постоянно.
Наиболее выраженным заикание бывает в подростковом и юношеском возрасте, а после 30 лет его проявления слабеют.
Есть вопросы?
Оставьте телефон –
и мы Вам перезвоним
Причины заикания
Существуют факторы, способствующие возникновению заикания, прежде всего, это:
- наследственность (невропатическая отягощенность родителей, врожденная слабость речевого аппарата);
- невропатические особенности самого человека (повышенная тревожность, раздражительность и т.д.);
- нарушения деятельности головного мозга;
- физическая ослабленность ребенка;
- недостаточное развитие моторики, мимики и артикуляции;
- психологический дискомфорт, дефицит позитивных эмоциональных контактов со взрослыми;
- неправильные речевые привычки (речь на вздохе, слишком быстрая речь и т.д.)
Всё это создаёт благоприятные условия для развития заикания, но обычно оно начинается в результате воздействия провоцирующего фактора – толчка, непосредственно его вызывающего. Таким толчком могут быть:
- травмы, органические нарушения мозга;
- истощение нервной системы (например, в результате инфекционных заболеваний);
- психическая травма (сильный испуг);
- педагогические ошибки (переучивание леворукости, перегруз абстрактными понятиями или сложными речевыми конструкциями);
- подражание заиканию.
Методы лечения заикания
Наиболее легко заикание преодолевается в раннем возрасте (до 4-х лет). Вообще с заиканием легче справиться, если:
- стаж заикания невелик;
- у заикающегося нет концентрации внимания на заикании (нулевая степень фиксации);
- в судороги вовлечены только отдельные группы мышц.
Поэтому родителям необходимо следить за речью ребенка. При проявлении первых признаков заикания следует сразу же обращаться к врачу (логопеду или неврологу). Указывать на возможность развития заикания могут следующие симптомы:
- ребенок испытывает затруднения перед началом речи;
- ребенок повторяет первые слова фразы или первый слог первого слова;
- наблюдаются вынужденные остановки в середине фразы (и даже слова);
- в речи возникают лишние звуки (а или и) перед некоторыми словами;
- ребенок вдруг замолкает и отказывается говорить. Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок начинает говорить, уже заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту, заикание можно предотвратить.
Заикающийся ребенок обязательно должен находиться под наблюдением врачей (логопеда и детского невролога). Без врачебного контроля заикание может принять тяжелую форму и повлиять на коммуникативные способности ребенка. Важно также соблюдать следующие правила:
- ребенок должен находиться в спокойной, благожелательной психической обстановке (это, прежде всего, относится к обстановке в семье);
- ребенок не должен пугаться (страшные мультфильмы и книги должны быть исключены);
- информация (книги, фильмы и т.д.), получаемая ребенком, должна соответствовать его возрасту;
- ребенку не следует смотреть взрослые телепередачи и вообще долго смотреть телевизор;
- ребенка не следует слишком баловать, поскольку для избалованного ребенка даже намек на ограничение и запрет может оказаться психологической травмой;
- родители сами не должны говорить слишком быстро или слишком медленно (не по слогам и не нараспев);
- рекомендуются занятия пением, музыкой и танцами. Они способствуют развитию правильного дыхания и чувства ритма.
Лечение заикания может включать широкий комплекс мер: логопедические занятия, физиотерапию, психотерапевтическую помощь, медикаментозное лечение. Методика лечения подбирается индивидуально, в зависимости от конкретной ситуации.
Цель логопедических занятий – изменение речевой практики. Ребёнку необходимо показать, как строить речь без нарушений, и привить навык подобной речи. Используемые упражнения направлены на ритмизацию речи, замедление её темпа, нормализацию речевого дыхания, расслабление артикуляционной мускулатуры, выработку выразительных речевых интонаций.
Целью рефлексотерапии при заикании является стабилизация эмоционального состояния, снятие напряжения
Аппаратная физиотерапия при заболевании направлена, прежде всего, на нормализацию тонуса лицевых мышц. Для этой цели могут использоваться дарсонвализация круговой мышцы рта и передней поверхности шеи, диадинамотерапия на область проекции гортани. Для нормализации функций центральной нервной системы может быть рекомендован электросон.
При лечении заикания у взрослых параллельно с логопедическими занятиями рекомендуется пройти курс психотерапевтического лечения, а в случае детского заикания – получить консультацию детского психолога.
Психотерапия направлена на формирование чувства уверенности в способности говорить правильно. Используются рациональная психотерапия (разъяснение механизма заикания и способов его преодоления), методы прямого и косвенного внушения, обучение пациента управлению своим психоэмоциональным состоянием (аутотренингу).
Медикаментозная терапия при заикании включает использование противосудорожных препаратов и транквилизаторов. Данные препараты имеют серьёзные побочные действия, поэтому применение их допустимо только в особенно тяжёлых случаях.
Уменьшить нервное напряжение, являющееся причиной заикания, помогут прогулки на свежем воздухе, занятия спортом и подвижные игры. Рекомендуются посещение бассейна, лечебная физкультура и массаж.