Просмотров: 1410
Допустим, вы хотите развить у себя какой-либо новый навык. Например, научиться писать левой рукой. Что вы будете делать? Практиковаться, практиковаться и практиковаться, не правда ли? Предполагается, что для развития навыка первейшее значение имеет упражнение. Конечно, упражняясь, мы рано или поздно устанем. Устанут, между прочим, не только рука (мышцы), но и мозг. И тогда нам потребуется длительный отдых. Уставший человек крепко спит, и во сне его силы восстанавливаются.
Эта картина отражает общепринятое мнение, которое, как оказалось, может быть, следует подвергнуть ревизии.
Ученые из Национального института неврологических расстройств (США) в статье, опубликованной 28 марта 2019 в журнале Current Biology, поделились результатами следующего эксперимента. Команде добровольцев, которую составили исключительно из правшей, было предложено повторять некую последовательность цифр, набирая их левой рукой. Пока они это делали, информация о состоянии их мозга снималась с помощью магнитоэнцефалографии (совершенно неинвазивного и безопасного метода).
Эксперимент происходил следующим образом. Добровольцу показывали серию цифр, после чего он должен был набирать их в течение 10 секунд, столько раз сколько получится за это время (чем больше, тем лучше). Положительным результатом считалась только правильно повторенная серия. Потом следовал 10-тисекундный отдых. Этот цикл из активности и отдыха повторялся 35 раз. Подобный режим является стандартным, поскольку позволяет избежать искажений результатов из-за усталости испытуемых.
В определённом плане результаты получились ожидаемыми. Сначала скорость, с которой добровольцы набирали правильную комбинацию возрастала, - навык развивался. Примерно на 11 цикле рост прекратился, результаты стабилизировались. Определённый уровень навыка был достигнут. Но исследователям было интересно, как распределялась мозговая активность между 10-тисекундными отрезками активности и отдыха. И тут их ждал сюрприз.
Как оказалось, изменение мозговых волн участников в промежутки, выделенные для отдыха, было гораздо существенней, чем в период, когда они печатали цифры. Исследователи спросили себя: когда же всё же происходило обучение – во время практики или во время отдыха?
Детально проанализировав полученные данные, исследователи установили, что эффективность действий участников эксперимента улучшалась как раз во время отдыха. При этом эти улучшения в течение дня накапливались. Тогда как, вернувшись на следующий день, участники показали менее впечатляющие результаты, то есть длительный отдых укреплению навыка не помог.
Дальнейший анализ показал, что изменения в бета-ритмах происходили, в основном, в правых полушариях мозга и вдоль нейронных сетей, соединяющих лобные и теменные доли, которые, как известно, помогают контролировать планирование движений. Эти изменения отмечались только во время перерывов и были единственными моделями мозговых волн, которые коррелировали с производительностью.
Что же получается? Для развития нового навыка отдых не менее важен, чем практика. Делайте короткие перерывы, осваивая новую деятельность. Исследователи рекомендуют подобную стратегию при проведении реабилитационных процедур после инсульта и при обучении игре на фортепиано. Поможет ли такая стратегия в других случаях, пока (без дополнительных исследований) сказать однозначно нельзя.
Есть вопросы?
Оставьте телефон –
и мы Вам перезвоним